Коленчатый вал

Шатун обеспечивает соединение поршня с коленчатым валом, подвергается воздействию высоких растягивающих, сжимающих и изгибающих усилий. Имеет верхнюю и нижнюю головки, соединенные, соответственно, с поршневым пальцем и шатунной шейкой коленчатого вала. Длина шатуна является одним из основных факторов, влияющих на высоту двигателя.

Коленчатый вал

Коленчатый вал вместе с шатунами обеспечивает преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное с целью получения крутящего момента. Нагрузки, воздействующие на коленчатый вал, характеризуются высокой степенью цикличности и переменными значениями по длине коленчатого вала. Силы, изгибающие моменты и возникающие от их действия вибрации - все это вызывает высокие концентрации напряжений. Как результат, конструкция и колебательные характеристики коленчатого вала должны выбираться на основе точных расчетов.

Количество опор коленчатого вала в основном определяется величиной давления сгорания рабочей смеси на режиме полной нагрузки и максимальной частотой вращения коленчатого вала. Для равномерного распределения рабочих давлений все дизели изготавливаются с полноопорными коленчатыми валами, когда коренные подшипники располагаются между каждым цилиндром. Такая схема применима и для высокооборотных двигателей с искровым зажиганием с высокой удельной мощностью.

Нагруженность двигателя является основным критерием при выборе материалов и технологии изготовления коленчатых валов. Валы для высоконагру-женных двигателей обычно изготавливают горячей штамповкой. В небольших и малонагруженных двигателях применяют литые коленчатые валы. Их достоинства - меньшая масса и низкая стоимость в изготовлении.