Клапанный механизм

На двигателях грузовых автомобилей часто применяют отдельные головки для каждого цилиндра. В них лучше распределяются нагрузки, облегчается герметизация камеры сгорания, техническое обслуживание и ремонт. Раздельные головки также позволяют улучшить циркуляцию воздуха на двигателях с воздушным охлаждением.

На двигателях легковых автомобилей и грузовых автомобилей небольшой грузоподъемности обычно устанавливается одна головка для всех цилиндров. Головки для дизелей с жидкостным охлаждением грузовых автомобилей часто изготавливаются из чугуна.

Хороший теплоотвод при малой массе обеспечивают алюминиевые головки блоков, особенно для двигателей с воздушным охлаждением, а также для других двигателей (с искровым зажиганием и дизельных) легковых автомобилей.

Клапанный газораспределительный механизм

Содержит впускные и выпускные клапаны, пружины, обеспечивающие их закрытие и распределительный вал с приводом.

Схемы расположения клапанов

Широко распространены следующие схемы:

Верхнее расположение клапанов, приводимых цилиндрическим толкателем: непосредственно от распределительного вала толкатель перемещается в головке возвратно-поступательно и воспринимает поперечное усилие со стороны кулачка с одновременной передачей воздействующего усилия на стержень клапана.

Верхнее расположение распределительного вала с приводом клапанов при помощи рычажного толкателя: здесь силы при подъеме кулачка воспринимаются и передаются установленным в головке блока качающимся рычажным толкателем, перемещающимся между кулачком и клапаном. Кроме функции передачи усилий, толкатель может изменить величину подъема клапана.