Датчики расхода топлива
Датчики расхода необходимы для оптимальной реализации основных функций управления двигателем. Например, в системах управления впрыском количество подаваемого в двигатель топлива рассчитывается по массе воздуха, подаваемого в цилиндры.
При косвенном измерении массы воздуха следует учитывать зависимость объема коксования, а также запаздывание изменений по отношению к изменениям. Такой способ получается более дешевым по отношению к непосредственному измерению массы воздуха, но менее точным.
Современные автомобили оснащаются в основном датчиками для непосредственного измерения массы всасываемого в цилиндры воздуха. Выходной сигнал таких датчиков аналоговый (0...4 В) или частотный.
Помимо измерения массы поступающего в двигатель воздуха датчики расхода уже сегодня находят применение на автомобиле в следующих случаях:
• при определении расхода топлива для информационной системы водителя. Расход определяется по разности между количеством топлива, поступившим в рампу форсунок и возвращенным в бак;
• при определении расхода газа через клапан рециркуляции выхлопных газов. При определенных условиях выхлопные газы через клапан EGR охлаждают камеру сгорания, что понижает содержание NO2 в выхлопе. Контроль за расходом газа через клапан — один из способов проверки правильности его функционирования. В соответствии с требованиями, должен осуществляться постоянный мониторинг систем, неисправность которых приведет к увеличению загрязнения окружающей среды;
• при определении расхода дополнительного воздуха в каталитическом нейтрализаторе. В некоторых типах нейтрализаторов для минимизации токсичных веществ СО и СН применяется подача дополнительного воздуха при прогреве двигателя, когда рабочая смесь богатая. Исправность насоса контролируется по расходу воздуха. Непосредственный контроль за составом выхлопных газов не применяется из-за высокой стоимости измерительного оборудования.
Датчики расхода имеют принцип действия, основанный на измерении одного из следующих параметров: угла отклонения парусной заслонки или скорости вращения турбины, находящихся в потоке среды (жидкости или газа); частоты вращения вихревых потоков за рассекателем; падения давления среды после прохождения ею препятствия (дросселя); изменения температуры находящегося в потоке среды нагретого тела.